Рекомендации кураторам по взаимодействию с учащимися в период адаптации
Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива учащихся, которые поступают из разных школ и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих учащихся переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, все это приводит к возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации. Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры, может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала. А начинаться все должно с адаптации учащегося в той среде, в которую он пришел, не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за него решили.
В период адаптации на весь педагогический коллектив ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации, безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в колледже и, которая благоприятно влияет на психологическое состояние подростка. Все учащиеся разные, каждый имеет за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию, чтобы в будущем стать хорошим специалистом.
Для создания условий успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности учащихся куратору необходимо:
1. использовать нормальный тон общения, без криков и угроз;
2. создавать доброжелательную обстановку в учебной группе;
3. использовать умение сотрудничать, «работать в команде» с учащимся.
4. Должен быть индивидуальный подход к учащемуся и уважительное отношение к нему;
5. с целью сближения и взаимодействия между учащимися, создавайте благоприятный климат в группе, шире используйте различные формы деятельности: диспуты, деловые игры, творческую работу.
6. Чаще вступайте в диалог с замкнутыми и «неинтересными» учащимися, чтобы вызвать к ним интерес учащихся группы;
7. откажитесь от подчеркивания способностей одних учащихся и неудач других;
8. откажитесь от прямого противопоставления учащихся один одному;
9. не критикуйте учащегося при всей группе, говорить чаще один на один, отмечайте маленькие успехи у «слабых», но не подчеркивайте это как нечто неожиданное.
10. Называйте всех по именам и добивайтесь этого в отношениях между учащимися;
11. постоянно подчеркивайте, что отношения в группе определяются не только успеваемостью, но и добрыми делами, которые человек делает для других.
Для организации благоприятных взаимоотношений в группе кураторам следует обратить внимание на возникающие проблемы учащихся, в случае необходимости направить их на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу.